"Левобережный навигатор" о фламенко

Что означает «фламенко»? Варианты перевода этого слова так же разнообразны, как сама история Испании: «беглый крестьянин» – с арабского, «пылающий» – с немецкого, «фламандский» – с испанского... По одной из версий, «фламенко» кастильцы называли буйных вассалов королевского двора Карла V, прибывших из Фландрии. А в Андалусии «фламенко» – синоним слова «хитано» («цыганский»). В традиционном фламенко жесты – это чувства, вырвавшиеся из груди и избравшие в виде инструмента не только гитару и голос, но и человеческое тело. Эти чувства, воплощенные в танце, похожи на стихию огня. Для фламенко не требуется сценическое пространство – требуется пространство внутреннее, пространство души, на котором и происходит творчество, борьба и победа.

В отличие от многих известных танцев фламенко обращен не вовне, а внутрь. Чем богаче сердце, тем сильнее внутреннее движение и тем сдержаннее и напряженнее движение внешнее, тем меньше эффектности и внешней виртуозности, но больше глубины, пленяющей силой и красотой. Именно поэтому фламенко не признает зрителя отчужденного, критичного, оценивающего – в нем зритель сам превращается в актера, становясь частью действия. Здесь нет жестких правил. Можно называть это импровизацией или свободой в исполнении, но это не те слова, которые приблизят нас к пониманию, а точнее, к состоянию фламенко. В этом действии существует единственный закон – присутствие, центра, к которому оно неуклонно возвращается.

Гитара, выдерживая компас – ритмический рисунок, создает основу мелодии, дает ориентир пению и танцу. В пении, как, впрочем, и во всем остальном, важна в первую очередь максимальная выразительность голоса, таящего в себе все оттенки – от трепетной мелодичности до грубого, почти кричащего диссонанса. Эти вариации и повторения бесконечны, но они всегда имеют свой центр – ноту, мелодию, к которой они возвращаются. И подобно тому, как песня тяготеет к своей центральной ноте, все наиболее выразительные движения танцора всегда возвращаются к оси тела, подчеркивая осанку и стать. В фламенко очень четко различаются мужской и женский танец.

У мужчин – подчеркнутая работа ног, быстрые ритмические образы, создаваемые стуком ступней и каблуков –сапатеадо, передающее дух борьбы, отчаянного сражения, отваги и гордости.

А женщины говорят на языке плавных мягких линий, непрерывного движения рук, контраста гибкости с резкими акцентами – позами корпуса. Этот контраст и столкновение дает фламенко жизнь, неповторимую и яркую, как сама Испания.

Фламенко – пожалуй, единственное искусство, в котором кроме названий многочисленных стилей (севильянас, тона, солеа, сигирийа, тьенто, тангос и многие другие), обилия специфических терминов, передающих оттенки и тонкости исполнения и т. д., есть одно самое главное понятие, которое передает суть этого явления, – дуэндэ.

Дуэндэ – это душа исполнения фламенко, без которого это искусство становится невозможным. Это тот внутренний огонь, тот дух, который живет внутри исполнителя, то вдохновение, которое заставляет его отдавать лучшую часть себя. Это не мастерство, не профессионализм. Это сила, которая заставляет вступить в поединок с самим собой, со стихией музыки и ритма. Сила, рождающая магию, сила, помогающая донести это искусство до сердца другого человека, заставляющая его не только биться в такт ритму и музыке, но и жить вместе с исполнителем, переживать, страдать, радоваться, размышлять, становиться участником действа.

Это не муза или ангел; скорее, это та внутренняя стихия, которая правит исполнителем, которую укрощает ритм и подчиняет музыка.

ПОНИМАНИЕ ФЛАМЕНКО

http://www.sportfile.ru/pub/editor/dance/4.jpgУ фламенко есть свой язык, сотканный из слов, музыки и движений, и говорит на нем каждый по-своему. В этом сила и очарование фламенко, в этом его магия, его непредсказуемость и неповторимость. Не пытайтесь понять отдельные слова и фразы. Это язык души, подобный морю, в котором нет отдельных волн, ветра и брызг, все слито воедино: сила стихии и нежность вечернего бриза, запах дальних странствий и неразгаданных тайн глубин, волны, набрасывающие паутину пены на прибрежные камни и отступающие мириадами брызг от неприступных скал. Это язык сердца, пропитанный смолистым ароматом сосны и свежестью альпийских вершин, рожденный суровостью гор и певучестью моря. Как природа Андалусии соединила разнообразие ландшафтов, история – многообразие традиций и культур, так ее сердце создало волшебный сплав из музыки, песни и танца, названный фламенко.

ГИТАРА http://www.sportfile.ru/pub/editor/dance/1.jpgФламенко... Гитара ускоряет свой ритм, усложняет переборы, искусным орнаментом переплетает мелодию – и в кульминации обрывает действие последним аккордом... чтобы продолжить звучать в нашей душе. Фламенко... Гитара то вспыхивает пламенеющими аккордами, то неспешно размышляет, то пронзительно стонет от боли и грусти, то задумчиво замолкает, но никогда не прекращает петь и говорить, говорить, говорить... О чем? О любви, о боли и радости, о тревоге и грусти, о восторге и страдании, об отваге и красоте – о том, чем живет человек, вдыхающий жизнь полной грудью. Один из секретов фламенко – не бояться жить, умирать и вновь рождаться; впускать в свое сердце все чувства, переполняя его, и всегда

щедро отдавать самое ценное. Именно жизнь с открытым сердцем и рождает внутренний трепет души – настоящий танец.

Танец Фламенко не подвластен законам, он абсолютно свободен. http://www.sportfile.ru/pub/editor/dance/3.jpgИстинная гармония подчиняется лишь законам красоты и совершенства. Только тот, кто отдает ему себя без остатка, растворяется в жестком марафоне музыки, тела и чувств, зажигает внутри себя огонь страсти.

Что же такое Фламенко? - спросите вы. Вспомните раннее летнее утро после ночного дождя. Умытые прозрачными каплями деревья, свежий, еще прохладный ветерок и предвкушение восхода. Момент, когда первые лучи солнца появляются на горизонте и сердце заходится в немом восторге – это Фламенко! Или когда младенец впервые смотрит на мир голубыми от вечности глазами. Когда он пробует нежными губами сосок груди, а мать заходится в экстазе нежности к своему только что рожденному ребенку – это Фламенко!

Сила мужских пальцев, сжимающих любимую в порыве страсти, тишина после грозы, исцеляющий плач на похоронах – все это Фламенко! Это неповторимая музыка, особое эмоциональное состояние во время танца и дробей, изумительный голос певца, дрожь гитары и еще множество такого, что зритель не увидит и не почувствует больше никогда и нигде.

А самое главное – это ДУЭНДЕ – душа исполнения Фламенко, таинственная сила, которая помогает донести танцорам, певцам и музыкантам свое мастерство до зрителей. Настоящие танцоры чувствуют музыку и ритм сердцем. С достоинством сдерживают волны судьбы, они любят жизнь каждой клеточкой тела и проживают свой главный танец – танец понимания, близости и страсти.

"Левобережный навигатор"
Текст составила: В.Ващенко